Мир полубогов

Нечеловеческие, не видимые человеческому глазу существа мира полубогов называются йены (это слово имеет в тибетском два варианта написания, и одно из значений — «сеять раздор», «распри», «раскол»). В мире полубогов перерождаются в результате гордости. Существа мира полубогов очень самонадеянны, заносчивы, надменны и горды. Главная омраченность этого мира, проистекающая из гордости — агрессия, гнев. Противоядием от гордости и агрессивности является Великое умиротворение.

Полубоги, хотя и кажутся могущественными, испытывают постоянные страдания вследствие бесконечных распрей и войн. Ум йенов настолько возбужден, что они не в состоянии проявлять терпимость, они очень агрессивны, мстительны и в целом враждебно настроены по отношению к другим существам.

Три разновидности йенов: йарйены — высшие йены, барйены — полубоги промежуточного пространства и сайены — йены земли.

Высшие йены

Йарйены — первый уровень мира полубогов, обитают высоко, в основном они живут на уступах горы Сумеру и в ее пещерах, обладают большой силой, постоянно воюют с богами и по своим качествам и виду очень похожи на богов. У каждого вида йарйенов существует своя иерархия: цари и царицы, дети, министры, слуги, посыльные и другие различные божества, связанные с конкретным видом йенов, то есть определенная свита. Также в текстах говорится о том, что Будда Тонпа Шенраб в свое время покорил всех полубогов и духов и дал им Учение, таким образом эти существа считаются учениками Тонпа Шенраба, а потому в текстах иногда даются специальные пояснения и названия для типа Учений Бон, которое практикуется среди каждого вида йенов. Свое собственное название имеет также дворец (местопребывание божества) у каждого типа этих существ.

В текстах говорится о тринадцати разновидностях высших йенов: вал, йог, трин, ньер, о, цам, му, ду, цен, си, ко, ча и лха. Эти существа могут быть разгневаны, недовольны — и в таком случае причиняют вред, но также могут быть и полезны, поэтому, чтобы порадовать и умилостивить их, проводятся различные ритуалы. Каждый вид йенов способен насылать определенные неприятности, а также помогать в определенных делах.

Первая разновидность — йарйены вал, чье имя можно перевести как «острие лезвия», так как велика их способность отсекать (устранять препятствия и вредоносные силы). Вал способны подавлять могущественных и вредоносных демонов дри и цен, устраняют различные препятствия, если поддерживать с ними хорошие отношения, но могут также и вредить, насылая неприятности.

Йарйены йог — могущественные полубоги, относящиеся к восьми классам, владычествуют над группой вредящих существ. Если с ними «наладить» хорошие отношения, они помогают и поддерживают, если же провоцировать их, то от восьми классов приходит «ответ» в виде различных препятствий, таких как непогода, опасности, болезни и другое.

Йарйены трин — злонамеренные существа, затаившие на нас злобу, связанную с нашими кармическими долгами. Если хорошо к ним относиться и делать подношения, то они не проявляют свою злобу и, можно сказать, что прощают нам наши кармические долги. Если же провоцировать их, то тогда они твердо устанавливаются в своем намерении причинять вред.

Йены ньер (ньерва — «забота») влияют таким образом, что могут заботиться о людях, о целых общинах и монастырях, отвечают за то, чтобы у практиков была еда, одежда, благодетели, чтобы отсутствовали болезни и установились благоприятные условия, процветание, благосостояние. Также они отвечают за то, чтобы была хорошая погода и прочие благоприятные условия.

Следующий класс йарйенов под названием О могут относиться с любовью к нам и нашему окружению, помогать роду, если же провоцировать их, то могут вредить человеку и всем его родственникам.

Йарйены цам относятся к восьми классам вредящих существ — соответственно, если радовать их, тогда восемь классов не причиняют вреда.

Йарйены му — вид нечеловеческих существ, которые помогают продлить жизнь, заботятся о сроке жизни (дословно в текстах говорится, что они держат «канат из света».
Если же провоцировать их, то сбрасывают на нас некую завесу, делают глупыми.

Йарйены цен связаны с неблагоприятными обстоятельствами и опасностью насильственной смерти. Если мы в хороших отношениях с ними, то способствуют счастью и безопасности, если их злить, то могут провоцировать неблагополучные стечения обстоятельств, из-за которых можно умереть.

Йарйены ду — «демоны», на санскрите называемые мара, вредоносные могущественные йены, которые могут влиять на продолжительность жизни, если провоцировать их. Когда ду раздражены, могут спровоцировать преждевременную насильственную смерть. Если мы их радуем, они помогают и наделяют чудесными способностями.

Йарйены си, или сипа — «сведущие в мирском». При хорошем отношении помогают обзавестись детьми, провокации с их стороны заключаются в препятствии к продолжению рода. Следующий тип йарйенов — ко, эти существа регулируют отношения между живыми и мертвыми (например, чтобы духи предков не вредили живым в традиции Бон выполняется посмертный ритуал дур). Если их провоцировать, то начинают вредить соответствующим образом.

Йарйены ча отвечают за богатство, способствуют процветанию (часто идут вместе с це — существами, отвечающими за долголетие), созреванию урожая, плодовых деревьев и других растений.

Могут насылать неурожай и бедность.

Последний вид йарйенов — лха (божества), это один из восьми классов вредящих духов. Если их радовать, то способствуют долгой жизни и счастью. Если провоцировать, то вредят различным образом и формируют неблагоприятные условия.

В текстах говорится, что в мире полубогов находятся корни Древа, исполняющего желания. Ствол и ветви этого Древа расположены в мире богов. Тридцать три бога мира желаний, обитающие на вершине горы Сумеру, постоянно используют в пищу плоды и листья этого дерева, с помощью чего реализуют свои желания и продлевают жизнь. Корень этого дерева находится в мире полубогов, поэтому полубоги считают, что и все остальное должно принадлежать им. Из-за этого они постоянно пытаются захватить Дерево и нападают на мир богов. Также войны между богами и полубогами иногда возникают из-за того, что боги мира желаний, имея омрачение страсти, часто воруют женщин полубогов, которые отличаются удивительной красотой.

Когда йены начинают надевать свои доспехи, вершина горы Сумеру начинает трястись, как при землетрясении, и трон верховного бога Тридцати трех богов начинает дрожать. Когда трон начинает дрожать, боги понимают, что йены скоро нападут. Не имея в своей природе гнева, боги вынуждены вооружаться, вооружают подданных, запрягают колесницы и готовятся отразить нападение. Так как боги не обладают качествами гнева и ярости, перед битвой они отправляются к одному из деревьев, расположенных на вершине горы Сумеру. Это дерево дает крепкий алкогольный напиток (арак) и пиво. От этих напитков у богов появляется энергия гнева, ярость и свирепость, необходимая для битвы с полубогами.

На отражение атаки боги вершины горы Сумеру отправляются во главе со своим царем Индрой. Сам Индра восседает на одной из голов огромного слона с тридцатью тремя головами, а на тридцати двух других головах рассаживаются его подданные. Во время битвы бога можно убить только отрубив ему голову. Обычные раны боги залечивают с помощью амриты — сока Древа, исполняющего желания. Полубоги подобны людям, и если полубогу нанести смертельное ранение, то он неизмен- но погибает. Йены в этом плане гораздо слабее, поэтому всегда терпят поражение.

Бесконечные распри йенов с богами ни к чему не приводят — полубоги не в состоянии победить богов, так как у них нет волшебной амриты, что заживляет раны и дарует долгую жизнь. Но не воевать с богами они тоже не могут из-за своего беспокойного ума и ярости. Считается, что каждый день между богами и полубогами проходит до восемнадцати битв.

Йены промежуточного пространства

Второй уровень — средние йены (барйены), или йены промежуточного пространства. Эти существа также могут быть разгневаны, недовольны — и в таком случае причиняют вред, но также могут быть и полезны, поэтому, чтобы порадовать и умилостивить их, проводятся различные ритуалы. Барйены подразделяются на три группы, в каждой из которых по три вида, таким образом существует всего девять разновидностей барйенов, обитающих в определенных местах. Также говорится, что у каждого из этих видов существ есть своя иерархия и свита: цари и царицы, дети, министры, слуги, посыльные и так далее.

Первая группа — «движущиеся», это йены, связанные с солнцем, луной и звездами. Небесные тела находятся в постоянном движении, в результате чего возникают определенные комбинации, которые можно исследовать с помощью астрологии. Традиционно проводится исследование относительно астрологического аспекта влияния барйенов и в соответствии с этим выполняются необходимые ритуалы.
Йены ньи (солнце) связаны с солнцем. Если относиться к ним хорошо, то способствуют созреванию урожая, если злить чем-либо, то могут сжечь урожай. Также говорится, что в эпоху разрушения Вселенной проявляется семь солнц, которые сжигают все дотла. Этот аспект также связан с барйенами ньи. Йены да (луна) — те, которые связаны с луной. Если мы их радуем, то даруют духовные достижения (сиддхи), если злим — посылают «черного демона луны», оказывают вредоносное воздействие. Йены кар (звезды) — йены, пребывающие на звездах. Если радовать их подношениями, то присутствует определенный стройный порядок явленного и существующего, если злить — устанавливается хаос.

Следующая группа — «скапливающиеся» йены. Это йены, пребывающие в облаках, радугах, а также те, которых называют «медлительные».

Йены трин — обитающие в облаках. Если радовать их и совершать им подношения, то своевременно выпадает дождь, если раздражать — ниспадают молнии и град, которые могут принести увечья.

Йены жа — пребывающие в радугах. Если их радовать — проявляются как украшения явленного и существующего, если злить, то привлекают все злое. Йены дал — медлительные йены, не обладающие способностью перемещаться. Говорится, что для остальных полубогов характерна быстрота и стремительность, они способны сразу же оказаться в том месте, о котором стоило лишь подумать. Йены дал в случае недвольства могут насылать болезни и эпидемии. Если их радовать — даруют здоровье.

Последняя группа — «парящие». Это йены, пребывающие в лучах света, связанные с двенадцатигодичным циклом и связанные с ветром.

Йены зер (лучи), получили такое название, потому что пребывают в лучах света, дословно «седлают» лучи света (рассветного, дневного, закатного солнца). Если радовать их, то они освещают тьму, если нет — привлекают богов и демонов. Йены ло (год) связаны с двенадцатигодичным циклом, с животными-символами двенадцати лет, это йены лет и месяцев. Если их радовать, то даруют долголетие, славу, могущество и власть, если злить — возникают различные препятствия и неприятности. Йены дзи (ветер) — «седлают» ветер. Как известно, ветер может приносить и приятную прохладу, и ужасающие разрушения — это связано с активностью барйенов дзи.

Йены, обитающие на земле

Третий уровень — йены, обитающие на земле (сайены), их одинадцать разновидностей. Люди могут потревожить сайенов своими действиями (спиливая деревья, копая землю, меняя русло рек), от чего те приходят в смятение и могут насылать болезни, плохую погоду и тому подобное.

Первый вид йенов, пребывающих на земле, по-тибетски называются лу, на санскрите наги. Это могущественные змееподобные существа, которые связаны с водой. Говорится, что если их радовать, то они даруют детей, богатство, славу, долголетие, а если злить и провоцировать (например, загрязняя водоемы), то могут насылать различные эпидемии, в частности заболевание проказой.

Следующий тип — ньены — ужасающие божества местности, блистающие своим могуществом. Если совершать им подношения, то даруют потомство, если же провоцировать, могут обрушиться своим гневом на людей.

Следующий тип йенов земли — джялпо, «царствующие», властные надменные йены (иногда говорится, что это духи бывших могущественных правителей). Если их радовать, то приумножают окружение, способствуют укреплению и поддержанию власти, если же провоцировать — воруют жизненную силу.

Следующий тип — женские божества мен (менмо), один из восьми классов вредящих существ. Если их радовать, они выступают как Охранительницы и защищают Учение Бон, если же провоцировать, то вводят в заблуждение, обманывают и строят всевозможные козни.

Следующий класс — зэ, которым свойственно захватывать умы других существ, обманывать. Духи зэ — «подвид» джялпо, женские проявления этих йенов — зэмо — обманывают умы мужчин, мужские проявления — зэбу — захватывают умы женщин. При хорошем к ним отношении эти сайены подавляют всех злых и могучих вредоносных демонов дри и цен, при пло- хом отношении обращают оружие против нас (имеется ввиду не буквальное оружие, а различные провокации в виде войн, конфликтов, которые вызываются восемью классами, а также страхи, связанные с огнем, водой и прочие фобии). В целом, это очень могущественный класс вредоносных существ, говорится, что только очень сильные йогины могут с ними «договориться», если подчиняют их в результате своей практики, только тогда йены зэ помогают и поддерживают.

Следующие сайены — си — демоны, которые препятствуют долголетию, проявляющиеся как смерть. Далее класс сайенов син (синпо и синмо — мужские и женские проявления) — крово- жадные плотоядные демоны (на санскрите называемые ракши). У них красные волосы, красные глаза, красные тела, они питаются человеческой плотью, сырым мясом и кровью. Эти демоны могут вызывать болезнь, при которой паразиты поселяются в крови и сердце.

Сайены щиндже, или владыки смерти, называются так, поскольку владеют жизненной силой (ла). Если иметь с ними хорошие отношения, то они «надзирают за добродетелями и злодеяниями». Если провоцировать — насылают различные разрушения и лишения.

Сайены чу — подвид мамо, при хорошем отношении защищают местность, если их провоцировать — воруют жизненную силу.

Сайены чжур (чжур — «неудача, неблагоприятные условия») — в целом провоцируют различные неприятности, если с ними хорошие отношения, то все неприятности и неблагоприятные условия перенаправляют на наших врагов.

Еще один подвид сайенов — дре. Это могущественные вредоносные духи, которые при хорошем отношении вредят врагам, но если провоцировать их, то они способствуют быстрому старению. Общим термином «дре» также называют любых вредоносных существ, которые в целом причиняют зло другим