Мир людей

Четвертый удел сансары — это мир людей. Это также первый из трех высших миров и самый благоприятный мир для перемен. Считается, что именно люди Дзамбулинга (южного материка) имеют больше всего возможностей для изменений как в лучшую, так и в худшую сторону. Человеческое рождение на Дзамбулинге обладает огромной ценностью, это большая редкость и удача. Однако часто люди бездумно тратят свою жизнь, накапливая лишь недобродетели.

Главным омрачением мира людей называют зависть или ревность. Противоядием зависти является беспристрастность. Считается, что зависть — это узость ума, ограниченный, «узкий» ум. Поэтому противоядием, силой, побеждающей эту узость, является «Великий простор ума», «Великая обширность» или великодушие, то есть ум, относящийся ко всему беспристрастно.

Двенадцать человеческих рас

Человеческие существа есть не только на южном материке. Согласно бонской космологии, существует двенадцать типов людей. Гору Сумеру окружают несколько материков: северный, южный, западный и восточный. Между ними находится по два малых, промежуточных материка. На всех материках, а также в пещерах горы Сумеру и возле окружающих ее Семи золотых гор обитают люди.

Четыре типа людей, которые обитают в районе Сумеру и Семи золотых гор, обладают самой благоприятной кармой и в основном занимаются медитацией. В прошлом эти существа в совершенстве развили одну из парамит (нравственных совершенств) и по этой причине были рождены в благих обителях. Говорится, что большую часть времени они сидят в затворах и ретритах, накапливая благие заслуги, а затем перерождаются в более высоких мирах.

Эти четыре типа: 1) «Люди семи районов», или «Люди семи домов свастики», живущие в области Семи гор, окружающих гору Сумеру, рождаются в промежуточном пространстве Семи гор в силу совершенно чистой нравственности; 2) «Цари, поворачивающие колесо» — чакравартины, цари, обладающие большой силой, живущие в пещерах горы Сумеру, рождаются в своей обители благодаря неподдельному и продолжительному усердию; 3) «Пьющие нектар деревьев Друмщинг» — живущие в полостях Древа, исполняющего желания (в текстах также говорится, что рядом с Семью золотыми горами произрастают волшебные деревья Друмщинг, нектаром которых питается данная раса людей), рождаются в своей обители в результате в совершенстве развитой парамиты даяния; 4) «Люди, пребывающие внутри цветка» — живущие рядом с Семью золотыми горами (в пространстве между горой Сумеру и Семью золотыми горами), рождаются «внутри большого цветка» в силу изнуряющего терпения.

Следующие разновидности человеческих рас — люди, живущие на четырех материках, окружающих Сумеру.
Обитатели восточного (по отношению к горе Сумеру) материка — Люпхагпо — очень богаты, обладают несметными сокровищами, так как на их земле находятся драгоценные клады и сокровищницы. Люди здесь очень красивы, у них белый цвет кожи, в высоту они достигают восьми метров, по роду занятий — торговцы. Люди здесь накапливают небольшие недобродетели, так как им есть, что делить, у них часто возникают имущественные споры. Название материка можно перевести как «Благородное тело». По форме он напоминает белый полумесяц и украшен Сосудом с сокровищами.

Люди северного материка — Драминьен — по образу подобны нам, но рождаются сверхъестественным образом. Название материка можно перевести как «Неприятные звуки», он четырехугольной формы, зеленого цвета, его символом является Древо, исполняющее желания. Когда на Северном материке рождается человек, вместе с ним рождается волшебное дерево-спутник. Плоды этого дерева человек использует в качестве пищи, сок — в качестве питья, а из листьев делает одежду. Далеко от этого дерева человек никогда не отлучается, всегда находится неподалеку и постоянно прислушивается. Когда срок жизни человека подходит к концу, дерево-спутник предупреждает об этом, издавая неприятные звуки. Дерево засыхает, вместе с ним умирает человек. Местные жители очень боятся услышать эти звуки, отсюда материк получил свое название. Люди здесь не накапливают недобродетели, им нечего делить, так как у каждого есть дерево, дающее все необходимое. Однако возможности накапливать добродетель у них также нет. Имея все необходимое для жизни, люди здесь не совершают ни благих, ни неблагих поступков.

Люди западного материка — Балангчжо — также имеют все необходимое для жизни, так как у каждого есть корова, приносящая огромное количество молока. Здесь также нет поводов для ссор и раздоров, и люди на Балангчжо не накапливают недобродетели. Этот материк круглой формы, красного цвета и украшен Коровами благополучия.

Люди южного материка — Дзамбулинг — это мы, рождение здесь считается самым благоприятным. Материк синего цвета, треугольной формы, главное его украшение или символ — Драгоценность, исполняющая желания. Говорится, что материк синий по причине того, что здесь очень много воды. А драгоценность символизирует то, что на этом материке есть Учение о Просветлении, он служит опорой для достижения Просветления обычными существами.

Человеческие существа с других материков также испытывают многочисленные страдания, как и люди южного материка, им свойственны страдания старости, болезни и смерти, но они обладают равностной кармой, не накапливают достаточно добродетели, чтобы переродится в верхних мирах, и у них не хватает достаточно причин, чтобы уйти в нижние уделы. По большей части они перерождаются на своих материках. Единственное, что могут делать — возносить молитвы о перерождении на южном материке, так как только здесь есть благоприятная возможность для изменений. Исключение составляют только жители восточного материка, у них есть небольшая возможность к накоплению как благоприятной, так и неблагоприятной кармы.

На малых материках, которые располагаются по два возле больших, обитают существа, которых называют миамчи — «то ли люди, то ли нет» — из-за того, что у них тела людей, а головы различных животных. Их четыре типа: джонпачен («имеющие деревья», которые поедают плоды деревьев и пьют морскую пену), чедругчен (дети летом появляются, осенью умирают), тингцугчен (воинственные вампиры, которые, питаются жизненной силой) и гоньенчен (с человеческими телами и головами различных животных). Эти человекоподобные существа могут быть разного роста и обличия (верблюдоголовые, с головой козла и тремя глазами, черепахообразные, с головами обезьян, слонов), некоторые из них травоядные, другие питаются кровью, жизненной силой ла, в целом же об этих существах говорится, что они накапливают лишь недобродетель.

Если поразмышлять о великом разнообразии существ, обитающих во Вселенной, то людей среди них будет совсем немного. Среди разнообразных видов людей, обитающих во Вселенной, немногим повезло родиться на южном материке. Еще меньшей части из них повезло встретиться с Учением. А потому мы не должны попусту тратить свое время, так как не знаем, сколько нам отпущено и какое следующее рождение ждет нас. В текстах говорится, что большинство существ ада пришли из человеческого мира южного материка. Но и большинство будд также пришли из мира людей южного материка.

Различные виды страданий, которые испытывают люди, в текстах подразделяются на четыре общих, главных страдания: страдание рождения, старости, болезни и смерти. В целом же говорится о восьми страданиях, к предыдущим четырем добавляются: страх встречи с врагами и препятствиями, страх разлуки с любимыми, страх не иметь чего-либо; страх потери чего-либо (боязнь потерять то, что имеешь).

Среди человеческих рас, населяющих различные континенты, существует несколько видов рождения: рождение из чрева, рождение из яйца, рождение от тепла и влаги и рождение чудесным образом. В Дзамбулинге рождаются из чрева матери. Прежде чем обрести рождение, сознание, пребывая после смерти в промежуточном состоянии (бардо), должно войти в тело матери и объединиться там с красной и белой субстанциями (тигле), полученными от матери и отца. После того как произошло зачатие в чреве матери, сознание еще не понимает, что с ним произошло. В период формирования плода в сознании большинства людей возникают видения из прошлой жизни, видения прежней смерти и образы посмертного бардо. Это приносит большие страдания (это не касается тех существ, которые сознательно принимают рождение — великих йогинов и святых, у них таких видений не возникает).

В процессе развития плода на определенной стадии начинают формироваться каналы (ца), тело постоянно меняется,

в связи с этим возникают различные переживания. Видения прошлой жизни, момента смерти, видения бардо, как уже было сказано, доставляют сильные страдания. Окружающее пространство воспринимается как тюрьма, из которой нельзя вырваться, где присутствуют неприятные образы, запахи, существо испытывает сильный дискомфорт.

Когда мать ложится спать, сознанию, пребывающему внутри, кажется, что его придавила огромная гора. Когда мать куда-то идет, сознанию кажется, что оно несется на взбесившейся лошади. Когда мать вкушает горячую пищу, сознанию кажется, что оно объято пламенем. Когда мать вкушает холодную пищу, сознанию кажется, что оно объято льдом. Если же мать съедает чрезмерно большое количество пищи, сознание воспринимает это как сдавливание со всех сторон. Когда мать голодна, то сознанию кажется, что его носит ураган в открытом небе. В этих страданиях плод пребывает в течение девяти месяцев и десяти дней (тибетцы считают по лунным месяцам, которые короче, поэтому называется такая цифра).

Сам процесс родов для сознания очень болезненный, протискивание через узкий проход сравнивается в текстах со сдавливанием железными щипцами. Когда плод выходит наружу, кожа, не привыкшая к соприкосновению с воздухом, страдает от боли, и сознание воспринимает пространство как многочисленные занозы, вонзившиеся в тело. Когда новорожденному перерезают пуповину, сознанию кажется, что перерезают канал жизни. Когда мать берет своего ребенка на руки, он не понимает, что это его мать, сознание воспринимает это как похищение врагами и очень боится, воспринимает любого, кто берет его на руки, как врага.

В одном из текстов, записанных со слов Будды, говорится, что новорожденный испытывает большое количество желаний, он хочет есть, пить, но его в течение многих месяцев кормят исключительно молоком. Нет никакой возможности избежать кормления молоком, несмотря на то, что сознанию хочется другого. Когда же мать оставляет на некоторое время ребенка одного, для него эти периоды кажутся очень продолжительными, подобными целой кальпе. Так как ребенок хочет сразу же после рождения выполнять множество различных действий (пить, есть, передвигаться), но не может — из-за этого он постоянно плачет.

Когда ребенок начинает подрастать, из года в год у него появляется все больше желаний, он постоянно хочет быть взрослым, но когда становится взрослым, ему не доставляет это большой радости. Ему все время кажется, что еще чуть- чуть, еще немного — и вот тогда он станет счастливым. Если ребенок растет, не зная ничего об Учении о Просветлении, то по большей части накапливает лишь недобродетели, так как никто не научил его различать добродетель и недобродетель. Некоторые начинают размышлять о будущем, приходит понимание, что они умрут, начинают задумываться о смерти — и тогда встают на путь добродетели. Но так происходит очень редко. В основном люди не задумываются об этом.

Страдания мира людей

Другое страдание, которое испытывают люди — это страдание старости.

Все люди постоянно занимаются различными мирскими делами, постоянно заняты какой-либо деятельностью и не замечают, как к ним подкрадывается старость. Мы стареем изо дня в день, не замечая этого. В результате мы вдруг обнаруживаем, что наши волосы стали седыми, тело испещрено морщинами, зубы выпадают, конечности скрючены, тело становится безобразным и уже не слушается нас.

Если в молодости это тело кажется красивым, то на старое тело никто не хочет смотреть, оно никому не нравится. Люди отворачиваются, вид старого человека никому не доставляет радости. Старый человек кряхтит, когда встает, стонет, когда садится. Увядает активность органов чувств, зрение ухудшается. Слух также теряет остроту — иногда мы хорошо слышим звуки, иногда не слышим совсем. Вкусовые ощущения меняются. То, что раньше доставляло радость, уже не радует, прежде казавшееся вкусным уже не кажется таковым. Наши каналы и сосуды сужаются, забиваются нечистотами. Так как силы тела стремительно увядают, то мы начинаем горбиться, тело тянет к земле. В ногах нет прежней силы, мы вынуждены очень медленно и с большим трудом передвигаться. Сила мышц увядает, мы уже не можем медленно аккуратно сесть на стул, а просто падаем на него всем весом. Встать старому человеку так же трудно, это дается настолько нелегко, будто он поднимает тяжелый груз.

Старый человек передвигается медленно, подобно тому как ребенок крадется, чтобы поймать птенца. Очень старые люди вообще не могут передвигаться на ногах и вынуждены, словно малые дети, ползать на четвереньках. Старый человек не способен сам достать себе пропитание, поэтому вынужден ко всем обращаться за помощью. Он не может даже нормально поесть, так как не в состоянии держать тарелку в руках, ведь они дрожат. Он не может контролировать истечение жидко- стей. Когда мы стареем, у нас не остается друзей, говорят, что лучший друг в старости — это палка, с помощью которой ты можешь еще хотя бы как-то передвигаться. Все родственники, друзья, близкие, знакомые начинают плохо относиться к старому человеку, он всем доставляет неудобства, всем мешает, его ругают и отчитывают, так как он не в состоянии позаботиться о себе и плохо соображает.

Размышляйте об этих страданиях, которые мы все будем вынуждены пережить в человеческом теле, представьте, какие страдания будете испытывать в старости и в период умирания. Также размышляйте о других людях, которые уже сейчас находятся в таком состоянии и зарождайте намерение как можно скорее достичь Просветления, чтобы помочь другим.

Люди также страдают из-за болезней. Наше тело состоит из ветра, желчи, слизи и крови. Когда эти субстанции находятся в балансе, мы здоровы, но как только одна из субстанций начинает преобладать, наступает дисбаланс, и мы заболеваем (болезни связаны с дисбалансом элементов, причиной же дисбаланса элементов является преобладание одного из ядов, омрачений). Когда тело заболевает, то все меняется. Голос становится тише, меняется цвет лица, тело слабеет, пропадает аппетит. В текстах говорится, что страдания тела во время болезни подобны страданиям рыбы, которая оказалась на сухом берегу. Страдания речи во время болезни подобны крикам, которые издает верблюд, когда потерял свое дитя, — из-за боли мы постоянно стонем. Страдания ума во время болезни подобны страданиям дикого животного, которое поймал и связал охотник.

Все вынуждены умереть, никто не может избежать смерти. Когда наступит этот час, возможно, нас будут окружать родственники, но если мы попросим у них помощи и протянем к ним руки, чтобы они избавили нас от неминуемого — никто не поможет. В этот момент, помимо огромных телесных страданий, мы испытываем душевные муки из-за разлуки с близкими. Из наших глаз текут слезы, из глаз наших родственников, любимых, друзей также текут слезы расставания, но никто не поможет нам избежать того, что предрешено. Некоторые в момент смерти начинают давать распоряжения, очень волнуются, что нажитое кому-то достанется, до последнего момента стараются участвовать в мирском, изо всех сил цепляясь за эту жизнь.

В момент смерти заканчиваются какие-либо возможности изменить свою карму и к человеку приходят различные образы в соответствии с его накоплениями. Тому, кто совершил много недобродетельных поступков, являются все убиенные им животные или люди, возникают образы, которые мучают и терзают человека.

Кем бы ты ни был — на момент смерти ничто не поможет. Самому богатому человеку не поможет его богатство. Военачальнику не поможет ни одна армия. Умудренному философу не поможет красноречие. Как бы сильно родственники не любили нас, их любовь не остановит смерть. Когда наступает период умирания, ни один из искусных методов не в состоянии помочь: ни могущественные ритуалы, ни гадания, ни
астрологические вычисления. Осознание неминуемой смерти приносит человеку огромные страдания. На встречу с Владыкой смерти мы отправляемся абсолютно обнаженными и в полном одиночестве.

Что бы мы ни приобрели, что бы ни накопили — ничто не поможет, все бессмысленно. На момент смерти единственное, что способно нам помочь — это добродетель. Это все, что у нас есть, наш единственный помощник, если мы накопили ее в течение этой жизни. Размышляя о страданиях мира людей, мы должны помнить об этом.

После смерти наше сознание начинает воспринимать различные видения. Посмертное бардо сравнивается со сновидением. Если карма негативная, то в сновидениях нас обычно преследуют кошмары и неприятные видения. Так же и после смерти. Ужасные образы, мучения, страдания — такие картины предстают нашему взору в смертный час и после смерти, если мы накопили соответствующую карму.

Следующее размышление о страданиях мира людей — размышление о страданиях, которые причиняют враги. Враги могут настигнуть нас в любой момент, в любой ситуации, могут отобрать наши сбережения, могут угрожать нашей жизни. Кроме людей есть множество других врагов. Например, насекомые, которые угрожают нашему здоровью, или хищные животные. Даже домашние животные могут причинить вред, например, буйвол или як могут внезапно ударить человека и смертельно ранить. Даже наши собственные дети с годами могут стать нашими врагами. Некоторые убивают своих родителей или желают им скорейшей смерти, чтобы завладеть благосостоянием и имуществом, которое накопили родители. Также, оберегая своих отпрысков, мы вынуждены вступать в конфликты с врагами наших детей. Противоположное этому — страдание от страха разлуки с теми, кого мы очень любим.

Еще одно страдание в мире людей — страдание от отсутствия богатства или «страдание не иметь».

В мире очень много существ, которые бедствуют. Считается, что подобной кармой обладают те, кто в прошлых жизнях, имея богатство, не направлял его на благотворительность, помощь бедным и другие добродетельные дела. Когда такие люди видят счастливых людей, испытывающих радость и блаженство, или даже просто людей, вкушающих пищу, то очень сильно страдают от этого, у них пропадает даже надежда на то, что когда-либо они будут счастливы. Нищие днем и ночью испытывают страдания, у них нет дома, им негде жить, нечего есть, у них нет денег и средств передвижения, кроме своих ног, они никак не могут изменить свою ситуацию даже с помощью женитьбы на богатом человеке, ведь они никому не нужны. У них нет лекарств, нет денег, чтобы обратиться к врачу, если они больны. Умирая, они не могут заказать ритуалы, чтобы заработать какие-то духовные заслуги, у них нет друзей, нет близких, нет помощников. Нищим приходится придумывать разнообразные способы для того, чтобы прокормить себя. Они страдают от отсутствия еды и одежды, они способны лишь подбирать остатки пищи за теми, кто поел. Все это кармические последствия из прошлых жизней, когда они не практиковали парамиту даяния. И, к сожалению, сейчас они не могут изменить эту карму, так как у них нет ничего, что можно было бы отдать.

Другая разновидность страдания — это страдание, которое испытывают те, кто обладает благосостоянием, но не способен его сохранить или очень боится потерять, это «страдание иметь». Например, богатые кочевники, у которых большие стада яков или овец, вынуждены постоянно охранять и оберегать свое стадо. Овцы и яки могут погибнуть от болезней, на них могут напасть дикие звери, их могут украсть. Это приносит постоянную тревогу и отнимает очень много сил.

Считается, что в большинстве своем богатые люди не способны делать подношения Трем Драгоценностям и нуждающимся людям. Если человек богат, то его желание обрести все большее и большее богатство становится навязчивым, он постоянно хочет еще и еще, алчность возрастает, увеличивается желание к обретению все новых и новых богатств. Так как такие люди не различают, что такое добродетель и недобродетель, в погоне за богатством они накапливают все новые недобродетели, их омрачения увеличиваются. Кроме того, в процессе накопления богатств такие люди становятся все более бережливыми и не позволяют себе ни хорошую пищу, ни хорошую одежду, теряют покой, здоровье, а иногда и свою жизнь в погоне за накоплением. Некоторые ради обретения богатства даже идут на убийство, но в момент смерти они вынуждены расстаться со всеми благами.

Страданий бывает огромное количество, к тому же они могут следовать одно за другим. Важно понимать, что благосостояние и чувство блаженства непостоянны, они очень быстро могут перейти в страдания. Более того, неприятности, беды и страдания после счастливых периодов могут следовать одно за другим (был богатый счастливый человек, у которого однажды умер отец, затем сгорел дом, воры отняли последние деньги — и вот он уже бедняк, без крова, без денег и без родных).

Осознайте, что все существа в течение жизни накапливают огромное количество кармических омрачений и недобродетелей. Даже когда мы просто пьем чай, мы тем самым зарабатываем омрачения, ведь в процессе его производства погибло множество насекомых, а сборщики урожая испытали множество страданий, собирая и сортируя этот чай. В текстах приводится такой же пример с тибетской мукой, цампой. Говорится, что цампа на нашем столе содержит тела насекомых, которые погибли в ходе ее приготовления. Много недобродетели накапливается при изготовлении одежды (из шкур, кожи и даже хлопка). Когда человек надевает одежду, то несет на себе отпечаток кармических омрачений, которые возникли в процессе ее изготовления. «Осознав это, посвяти все свободное время практике добродетели», — говорится в текстах.