Второй из нижних миров сансары — это мир духов. По-тибетски они называются йидаги, на санскрите прета, на русский язык тибетское слово «йидаг» часто переводят как «голодный дух», однако эти существа страдают не только от голода и жажды.
Основное омрачение этого мира — страсть, желание или привязанность. Если в потоке сознания существа желания занимают слишком большое место, это приводит к перерождению в мире духов, которые постоянно страдают от неудовлетворенных желаний, особенно от ужасных голода и жажды, которые никогда не удается утолить. Крайнее проявление желания — это алчность. Недовольство тем, что имеешь, когда все время чего-то не хватает — такова алчность. В текстах говорится о том, что даже недобродетель речи, связанная с жадностью, может привести в мир духов.
Размышляя о страданиях, которые испытывают духи, осознайте их голод, жажду, отсутствие пристанища, невозможность удовлетвориться чем бы то ни было. Чтобы представить страдания голодных духов, подумайте: можете ли вы в течение суток оставаться без пищи и воды? Если даже такая малость причиняет страдания человеку, то какова же участь духов, которые проводят в таком состоянии столетия? Противоядием от алчности является щедрость, Великое даяние.
Мир духов подразделяется на три уровня. Каждый из этих уровней также состоит из несколько сфер. Первый вид духов — это духи, «пребывающие на месте». Второй вид — духи, «движущиеся в небе». Третий вид — духи, «вращающиеся (в сансаре) из-за шести причин».
Пребывающие на месте. На внешнем уровне
Мир духов, пребывающих на месте, также подразделяется на три уровня. Первый уровень — духи, имеющие внешнюю омраченность, второй уровень — духи, имеющие внутреннюю
омраченность, третий уровень — духи, обладающие очень сильным омрачением (то есть и внешним, и внутренним).
У духов, обладающих омрачением на внешнем уровне, на уровне тела, огромные животы, узкое горло и рот, подобный травинке. Они постоянно блуждают в поисках пищи, постоян- но испытывают голод и жажду. У них слабые ноги, которые не выдерживают вес тела, им тяжело передвигаться в поисках пропитания, но когда пища найдена, у них нет возможности ее проглотить, а даже если глотают — их огромные животы не могут насытиться этой малостью, либо ноги ломаются под тяжестью тела. Таким образом, они никогда не находят покоя, насыщения и удовлетворения, имея омрачения на внешнем уровне. Время, которое проводят в своем мире обитатели мира духов с изъяном тела, измеряется одной кальпой.
Пребывающие на месте. На внутреннем уровне
Духи, омраченные на внутреннем уровне (на уровне ума), периодически видят большое количество запасов пищи и воды, но приближаясь, обнаруживают лишь расплавленный металл, нечистоты, испражнения, кровь, гной и тому подобное и не имеют возможности наслаждаться увиденным. В течение сотен лет блуждают они в поисках воды и пищи, испытывают огромную жажду и голод, но, как говорится в текстах, обитают в такой местности, где даже не слышали слова «вода». Периодически у них появляются иллюзорные видения красивой местности, полей или лесов, где достаточно пищи и воды. Духи устремляются к этим видениям, но неожиданно возникают вооруженные охранники этого места и отгоняют их. Попасть к пище и воде, которая так близка, духи не могут.
Духи этого уровня проводят в страданиях 500 лет по своему летоисчислению.
Пребывающие на месте с внутренним и внешним омрачением
Третья разновидность духов — обладающие наиболее сильным омрачением, то есть и внешним, и внутренним. Внешние омрачения, как уже было сказано, это огромные рты и животы, слабые тонкие ноги и очень узкое горло, через которое не может пройти никакая пища. Внутренние омрачения — иллюзорные видения желанной пищи и воды, которые при приближении исчезают или превращаются в расплавленный металл и нечистоты. Этим духам даже если и удается проглотить пищу, она сразу же превращается в пламя, которое сжигает все внутренности, причиняя огромные страдания, и вырывается столбом пламени изо рта. Омраченнейшим из омраченных духов луна кажется горячей, а солнце холодным. От холодного солнца их тела замерзают и превращаются в ледяные глыбы. А раскаленная луна заставляет их страдать от духоты и зноя. Все это является результатом их ошибочного восприятия.
Самые омраченные из духов проводят на своем уровне полторы промежуточные кальпы.
Движущиеся в небе
Йидаги, движущиеся в небе — это вредоносные духи, которые постоянно вредят другим существам из-за того, что у них очень грубый ум. Существует десять типов этих йидагов, каждый из которых пребывает в одном из десяти направлений. Относительно всех духов, движущихся в небе, говорится: природа этих духов такова, что по причине своего грубого ума, гнева, злобы, страсти, они насылают болезни и препятствия на других существ, наносят вред чужой жизни и не могут оставить подобную активность. Вред от них проявляется в различных провокациях и болезнях. Как правило, после этого мира вредоносные йидаги перерождаются в адских мирах, так как всю жизнь причиняют окружающим вред.
Движущиеся в небе постоянно испытывают многочисленные страдания из-за того, что ничего не имеют, они могут выглядеть подобно богам, полубогам или людям, но не могут наслаждаться тем, что имеют существа высших миров. Они постоянно скитаются, нигде не находя надежного убежища и пристанища и бесконечно страдая от этого. Кроме того, так как эти существа причиняют вред, против них часто выполняются гневные ритуалы (ритуалы дор, догпа, вал, метание зора) — и йидаги, движущиеся в небе, страдают от этого. Также и в мирных ритуалах часто зачитываются их имена (говорится, что они вредоносные и т.д.), они слышат свои имена, но суть ритуалов их не достигает, из-за этого они также испытывают страдания. Кроме того, в текстах говорится о том, что могущественные тогдены (практики, обладающие подлинным постижением естественного состояния Великого Совершенства) подавляют этих существ. Такие практики подобны свету солнца, затмевающему свет звезд, и йидаги страдают, не в силах вынести их величия и всеведения.
В верхней части пространства обитают йидаги верхнего направления, которые могут подниматься до уровня мира Тридцати трех богов и Четырех великих правителей. В ниж- ней части пространства обитают йидаги нижнего направления, пребывающие на уровне нагов. Йидаги верхнего и нижнего направлений не могут наслаждаться богатствами и другими благами нагов или богов, они просто обитают на этих уровнях.
В восточном направлении обитают дри за — йидаги, питающиеся запахами (на санскрите называемые гандхарвы), те существа, которые не могут питаться ничем, кроме запахов.
На севере обитают медранщуг (также называемые ночжин, на санскрите — якши) — наиболее вредоносные существа, связанные с огнем.
В западном направлении обитают вредоносные чудаглу, связанные с нагами (нагами эти существа не являются, но кармически связаны с ними).
В южном направлении пребывают сулпо дугпа (также называемые щиндже, но это не те владыки смерти, которые обычно имеются ввиду, а вредоносные духи, названные так из-за того, что связаны с гниением) — это йидаги, провоцирующие гниение и различные болезни, связанные с воспалениями.
На северо-востоке находятся йидаги друльбум — пьющие кровь вредоносные существа-вампиры. На северо-западе обитают намкадинг — «парящие в пространстве», на юго-западе — джугчже тумпо, «свирепые цепляющиеся йидаги», на юго-востоке — йидаги чече чуринг, «с длинными клювами»
Вращающиеся (в сансаре) в силу шести причин
Вращающиеся в силу шести причин также подразделяются на два вида. Один вид «подобен колесу колесницы» — это йидаги, которые каждую неделю умирают, каждую неделю переживают видения посмертного бардо, а затем перерождаются в одном из шести миров, но при этом остаются голодными духами и испытывают соответствующие страдания. Действительно перерождаясь в одном из шести миров каждую неделю, эти духи не могут нигде надолго задержаться.
Другой вид «подобен водяному колесу» (имеется ввиду специальное приспособление, механизм, который использовался в далекие времена в Тибете, чтобы переправлять воду с вершины горы вниз, для этого применялись деревянные ведра или баки, вода переливалась из одного в другой, находящийся ниже по склону, и таким образом доставлялась в низину). Об этих йидагах говорится, что они, подобно воде, что перетекает из одного резервуара в другой, испытывают все виды страданий различных голодных духов, переходя от одних мучений к другим. Если предыдущий вид постоянно перерождается в различных местах, то этот вид постоянно сменяет не место, а различные муки, переживая все разнообразные стадания всех типов голодных духов.