1. Три брата.
В давние времена было три брата: Дагпа (Dag-pa), Салба (gSal-ba) и Шепа (Shes-pa), которые изучали учения Бон в небесных сферах, называемых Сипа Есанг (Srid-pa Ye-sangs). Закончив своё обучение, они решили посетить Будду Сострадания Шенлха Одкара, чтобы спросить, как они могут помочь живым существам, которые находятся в водовороте страданий?
Шенлха Одкар посоветовал братьям давать учения для всего человечества в трёх последующих мировых эпохах. Следуя его советам, старший брат – Дагпа завершил свою работу в прошлую мировую эпоху, второй брат Салба, взяв имя Шенраб, стал учителем и наставником нынешней мировой эпохи. Младший брат – Шепа будет тем, кто станет давать учения в следующую мировую эпоху.
2. Тонпа Шенраб Mивоче и учение Бон.
Согласно тибетской бонской традиции, Будда Тонпа Шенраб Мивоче (учитель и великий человек – Шен), родился около восемнадцати тысяч лет назад в земле ОлМо Лунгринг, которая являлась частью большой страны, называемой «Тазиг» (Центральная Азия).
ОлМо Лунгринг (Ол-нерожденное, Мо-неослабевающее) занимала в то время одну треть существующего мира и была расположена к западу от Тибета. Она описывается в виде восьми лепесткового лотоса, который выглядит под небом как восемь спиц колеса. В самом центре возвышается гора Юнгдрунг Гуцег, называемая также «Пирамидой девяти Свастик».
Девять Свастик символизируют Девять Путей Бон. Свастика (Юнгдрунг) является символом незыблемости и несокрушимости мудрости Бон. У подножия горы Юнгдрунг Гуцег берут начало четыре весенние реки, которые текут в направлении четырех сторон света. Гора окружена холмами, парками и городами. На юге располагается дворец Барпо Согье, где родился Тонпа Шенраб. На западе и на севере находится дворец, где жили его жены с детьми, а на востоке построен комплекс дворцов и парков.
Гора Юнгдрунг Гуцег в центре составляет внутреннюю область (Nang-gling) земли ОлМо Лунгринг, промежуточная область(bar-gling) состоит из двенадцати городов, четыре из которых расположены в четырех основных направлениях, третья область включает внешнюю землю (mTha’-gling) – эти три региона окружены океаном и цепью снежных гор.
Тонпа Шенраб родился принцем, происходившим из рода Мушен, отца звали Гьялбон Токар, а мать – Йоше Гьял – Жема. В молодости он женился и имел детей. В возрасте тридцати одного года, Тонпа Шенраб отказался от мирской жизни и пребывал в аскезе, преподавая учение Бон.
Согласно традиции, у Бона было три истока. Первый исток брал своё начало в землях Олмо Лунгринг в Тазиг. Второй находился на Среднем Востоке, по мнению учёных, Бон распространился здесь еще то того, как местная культура была подавлена Исламом. В этой части света было обнаружено множество памятников древности, которые считались буддийскими, на самом же деле являлись бонскими. Третьим истоком Бона было царство Шанг-Шунг, которому принадлежала большая часть нынешнего Западного Тибета. Учения Бона вышли из первых истоков, затем постепенно распространились во втором истоке и, наконец, они стали передаваться в Тибете и в Шанг-Шунге.
В легенде говорится о том, что Тонпа Шенраб пришел в страну, где ныне находится Южный Тибет, в поисках своих коней, похищенных демоном, который на протяжении долгого времени приносил вред, пока Тонпа Шенраб его не усмирил, сделав защитником учения. Он побывал у священной горы Конгпо, вокруг которой и в наше время бонские паломники совершают обход против часовой стрелки, согласно традиции Бон. Оказавшись в той стране, Тонпа Шенраб обнаружил в ней поселение людей, чья духовная практика заключалась в кровавых жертвоприношениях животных, которые они подносили духам, чтобы их задобрить и умиротворить. Он положил конец этим не благим деяниям, научив людей заменять животных вылепленными фигурками из ячменной муки; это практикуется и в настоящее время среди тибетцев всех традиций.
Тонпа Шенраб, как и все будды, давал учение согласно способностям учеников. Зная, что жители Шанг-Шунга не готовы для понимания высших учений об освобождении, даровал им только низшие, шаманские колесницы, молясь о том, чтобы спустя время, благодаря своей преданности, усердию и прилежанию, его ученики обрели бы способность понять и постичь высшие колесницы: Сутру, Тантру и Дзогчен. Когда подошел срок, все учения Тонпа Шенраба пришли в Шанг-Шунг.
Столетия спустя, во времена царствования Мутри Ценпо, второго тибетского правителя, многие циклы бонских учений Тантры и Дзогчена были переведены с шанг-шунгского языка на тибетский. Несмотря на тот факт, что многие столетия эти учения распространялись в Тибете благодаря устной передаче от учителя к ученику, они впервые были записаны на тибетском языке. Западные ученые долгое время скептически относились к существованию Шанг-Шунга и шанг-шунгского языка, однако сейчас, по мере обнаружения различных фрагментов шанг-шунгской письменности, это отношение пересматривается.
Говорится, что первые семь тибетских правителей, умирая, не оставляли после себя материального тела, что является знаком высочайшего духовного достижения. Часть учёных предполагают, что они реализовали «тело света» — свидетельство обретения просветления, свойственного Дзогчену, это предположение говорит в пользу того, что в те времена давалось высшее учение — Дзогчен.
Девять путей или Девять колесниц — главные учения Бона. Сюда входят девять разделов учений, при этом каждому из разделов присуще собственное воззрение, практика и плод. Например, низшие колесницы изучают медицину, астрологию, гадания и т. д. Затем следуют учения Сутры и Тантры. И наконец, высшей колесницей является учение Дзогчен, Великое Совершенство.