Мы все — сангха, и нам очень важно жить в согласии. Сейчас в России строится монастырь традиции Бон, и это значит, что в будущем все, кто заинтересован в получении наставлений и следовании Учению Бон, получат возможность глубоко изучать методы достижения Освобождения и практиковать так, как это происходит традиционно. Такая возможность очень важна для всех практикующих Бон, поэтому то, что в настоящий момент делается людьми, помогающими строительству храма материально, а также в целом любая работа, которая осуществляется членами сангхи, будь то подготовка юридических документов, работа над сайтом, лепка цаца, подготовка всего необходимого для храма, организация ретритов, издание книг и так далее — вся эта помощь по-настоящему очень важна и достойна большого уважения.
Что это значит? Это значит, что необходимо проявлять взаимоуважение в общении с братьями и сестрами по сангхе и делать любое дело, ставя во главу согласие, гармонию и стремление найти общий язык. Также крайне важно не допускать зависти и критики в отношении тех, кто занимается координацией и финансированием проектов в рамках строительства монастыря, и в целом ни в коем случае не допускать недобродетельных действий речи. Особенно важно помнить, что одним из десяти грехов, которые необходимо отбросить любому последователю Бон, является то, что по-тибетски называется «тама», а именно: сеяние речью раздоров, приведение к ссоре тех, кто до этого пребывал в согласии. К этому виду негативного действия речи относятся как клевета и распространение сплетен, так и слова правды про другого человека, которые, тем не менее, могут привести к разладу в отношениях.
Мы все — люди, у всех нас есть свои омрачения, и это значит, что во время общения и любой общей деятельности возможно возникновение самых различных и порой непростых ситуаций. В таком случае надо практиковать терпение, это одна из шести парамит, и поэтому практика терпения является большой добродетелью. Если же ошибиться и всего лишь из-за возникновения какой- то непростой ситуации разочароваться в самом Учении, то очень сложно будет обрести ту пользу для себя и других, о которой говорится в Учении. Мой долг сказать это, потому что я это знаю. Это — не то, что придумано мной, это — слова Будды.
В Тибете есть поговорка: «В какой бы край ни пришел, соблюдай его законы». В какую бы страну я ни приехал, я неукоснительно соблюдаю законы этой страны. Точно так же, внутри сообщества, в сангхе или будучи в монастыре важно соблюдать правила этого сообщества или монастыря. Если же нет возможности или желания помочь, то тогда важно по крайней мере не приносить вреда, не совершать негативных действий. Я прошу об этом, пожалуйста! Что касается сангхи, то быть в согласии друг с другом — значит, быть в согласии с тем, о чем говорится в Учении. Если действительно все мы будем в гармонии друг с другом делать общее дело, то в России действительно получится создать место для получения обширных наставлений и полноценной практики, и это будет большой пользой для всех. Будет возможность организовать курсы последовательного обучения предварительным практикам Нендро и основной практике, получать наставления по Шине, по Внешним и Внутренним Рушенам, по практике Пховы, получать ознакомление с Природой Ума, практиковать Трекчо и Тогал.
Такую надежду и веру в это имею.
Арта Лама Ринпоче также затронул эту тему во время ретрита «Молитва Тела Бон, пробуждающая от сна неведения» (октябрь 2015 г.), ниже вы можете прослушать его обращение к сангхе: